Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?
Ответственность – это способность осознания того, что качество жизни, уровень успешности и самореализации человека зависят только от него самого.
Ответственность – это готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.
Ответственность – это умение принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит.
Ответственность – это понимание последствий, которые могут повлечь решения или действия самого человека.
Современные родители хорошо понимают, насколько важным и нужным является для ребенка формирование чувства ответственности. Ответственность бывает разной: за поступки и действия, за слова и обязанности, за принятие решений и взятие обязательств. Это качество не дается ребенку от рождения, оно развивается с годами. И насколько верно родители и педагоги смогут подойти к вопросу развития ответственности у ребенка, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет. Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения.
А что значит быть ответственным?
Быть ответственным - значит уметь самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять.
Ответственность – прекрасное качество, наличие которого значительно облегчает жизнь и самому ребенку, и его родителям. Сложность в том, что оно не передается на генетическом уровне. Ответственность придется воспитывать. Ответственность является решающим фактором в успешном обучении.
Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы – в установлении постоянных обязанностей для детей. На самом же деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, в быту семьи, все же могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Напротив, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В конце концов ребенок, вероятно, будет слушаться, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.
Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.
С чего начать воспитание ответственности в своих детях?
Скорее всего, нужно составить такую программу, которая будет комбинацией долгосрочных и краткосрочных заданий. При этом мы должны четко представлять себе, что многое зависит от наших отношений с детьми и что проявления различных черт характера детям нужно не описывать, а демонстрировать.
Первый шаг в воспитании ответственности - заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют, а не в их внешних реакциях - подчинении нам или сопротивлении.
Как понять, что дети думают и чувствуют? Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и в позах. А наша задача - прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать.
Нашим девизом должно стать: «Я хочу понять своего ребенка. Хочу показать ему, что понимаю его. Хочу выразить свое понимание, отбросив автоматическую критику и осуждение».
Если ребенок приходит из школы хмурый, молчит, не отвечает на вопросы - ясно, что у него какие-то неприятности. Следуя нашему девизу, мы не станем начинать разговор с критических замечаний вроде:
• Что это ты такой кислый?
• Что это за унылая гримаса?
• Что ты еще там натворил?
• Что у тебя опять стряслось?
Если мы сочувствуем ребенку, нельзя делать ему такие замечания, которые вызывают у него досаду, ненависть, желание, чтобы весь мир полетел в тартарары.
Напротив, родители должны показать, что понимают его, говоря:
• Наверное, у тебя какие-то неприятности.
• У тебя был трудный день.
• Тебе нелегко пришлось сегодня.
• Наверное, ты с кем-нибудь поссорился.
Такие вопросы - признак любопытства, утверждения - признак сочувствия.
Естественно, что ребенок познает лишь те чувства, которые переживает, испытывает сам. Если только критиковать его, он никогда не научится ответственности. Все, что он сможет, - это проклинать себя и обвинять других. Он научится не доверять своим собственным суждениям, перестанет проявлять свои способности и будет подвергать сомнению намерения окружающих. В довершение ко всему он привыкнет жить в ожидании неминуемого осуждения.
Второй шаг в воспитании ответственности – завоевание доверия ребенка. Это задача трудная, но осуществить ее вполне возможно. Нужно, чтобы у нас появились (если их нет) близкие отношения с ребёнком.
Подготовить почву для перемен в характере ребенка к лучшему можно при помощи следующего.
Чутко слушать ребенка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. Если родители слушают ребенка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей.
Если родители внимательно выслушивают ребенка, воздерживаются от язвительных замечаний и выражают свои чувства и требования, не задевая детской гордости, в душе ребенка начинают складываться иные основы поведения. Атмосфера сочувствия приближает ребенка к родителям. Он замечает их искренность, такт, внимание и, в свою очередь, подражает им. Такая перемена совершится не сразу, но в конце концов усилия родителей будут вознаграждены.
Используя эти принципы и приёмы, родители добьются пробуждения чувства ответственности у своих детей. Но одного личного примера недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на основе жизненного опыта самого ребёнка, становясь важной чертой его характера.
Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Ответственность за свои слова и поступки порождается, как, например, и умение играть на фортепиано, долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной.
Третий шаг. Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребёнку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам, – тут он должен иметь право выбора. Но в вопросах, касающихся благополучия ребенка, он имеет лишь право голоса, но не выбора. Мы делаем выбор за него, в то же время, помогая ему принять эту неизбежность.
Друзья ответственности
Характер ребенка, без сомнения, влияет на то, будет ли развиваться ответственность. Но характер - это не что-то "заданное" изначально, по факту рождения. Воспитательная позиция родителей развивает или подавляет развитие качеств, которые заложены природой. Итак, какие же качества влияют на то, чтобы ребенок рос ответственным?
- Инициативность. Ребенок, опасающийся проявить собственную инициативу, никогда не станет по-настоящему ответственным взрослым. Он будет тянуть время, не принимая никакого решения, и иногда такое поведение принимают за сверхответственность, но на деле это просто боязливость. Поэтому ребенку стоит позволять проявлять инициативу в различных делах. Для развития инициативности нужно, чтобы запретов было не слишком много, но они носили характер обязательного выполнения.
- Стремление к самостоятельному принятию решений. Например, если ребенок хочет надеть синие джинсы, а не бежевые шорты, стоит ему это позволить, пусть даже ему будет немного жарко. Пусть он поймет, что его решения не всегда верны и нужно учитывать информацию, которую он может получить от других. Пусть он сам выберет время выполнения домашних заданий и оценит его целесообразность.
- Умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.
- Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности. Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно. Но, в школе дети начинают задумываться, правильно ли они поступает в общении со своими сверстниками и взрослыми. Они начинают понимать, что их поведение влияет на настроение близких людей.
- Хороший самоконтроль. Люди, способные контролировать свое поведение, проявление чувств, ответственнее, чем импульсивные и порывистые. Контроль связан с процессами возбуждения и торможения в головном мозге. Если они уравновешены, то самоконтроль хороший.
Можно выделить три уровня ответственности
1. Поручение посильных дел. На первом уровне ребёнок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую-либо работу. При этом он учится тому как эту работу нужно выполнять. Если дело для ребенка является новым, он нуждается в нашей поддержке и присутствии.
2. Напоминание и контроль. На втором уровне ребенок нуждается в напоминании и контроле, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее, на данном уровне контроль необходим.
3. Выполнение задания самостоятельно. Третий уровень ответственности – самостоятельность. Ребенок не только сам выполняет свою работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень и есть цель наших усилий.
Существует множество способов, которые учат, как растить ребенка - ведь каждый ребенок абсолютно уникален. Не существует какой-либо одной магической формулы для воспитания хорошего подростка. Даже у самых лучших родителей могут быть проблемные дети, так же как хорошие дети могут выходить из неблагополучных семей. Быть всегда в курсе дел своих детей, даже когда они не будут сильно в вас нуждаться - значит учить их тем необходимым навыкам, которые помогут им быть успешными и счастливыми подростками, какими вы хотите их видеть.
Существует несколько правил, следуя которым, можно направить ребенка-подростка на верный путь.
1.Любите их. Говорите своим детям, что любите их, каждый день. Они, возможно, будут стесняться возвращать вам эти слова на данном этапе своей жизни, но это временное явление. В один день они вспомнят, как вы всегда говорили им, что любите их. Даже, если подросток совершает плохой поступок, скажите, что любите его, но совершенное им действие вам не нравится
2. Не бойтесь устанавливать ограничения. Вам не нужно быть лучшим другом подростка. Если вам не нравится, что ребенок уходит куда-то, займите твердую позицию. Иногда дети комплексуют по поводу того, что им приходится говорить своим друзьям, что "они не могут пойти, потому что мама не пустила" или еще что-то в этом роде. Но вскоре они поймут, что мама, говоря подобные слова, только и делает, что заботится о своем чаде.
3. Найдите полезное дело для ребенка Подросткам идет на пользу обучение в различных молодежных группах и организациях. Эти группы часто делают акцент на том, что надо думать о других в первую очередь. Волонтерская или добровольческая деятельность часто становятся лучшим опытом подростковой жизни и позволяют подростку понять, что не у всех людей такая хорошая жизнь, как у них самих.
4. Прививайте чувство значимости семьи. Детям нужен «якорь», чувство принадлежности чему-либо. Подчеркните тот факт, что ваша семья - это одно целое, одна команда. Поощряйте стремление детей проводить больше времени с различными членами семьи, такими как: дедушки и бабушки, тети, дяди и двоюродные сестры и братья. Проводите время за обеденным столом несколько раз в неделю и общайтесь друг с другом, вместо того чтобы смотреть телевизор.
5.Помощь по дому – обязательна. Приучайте подростка к обязательной помощи по хозяйству, все обязанности должны быть поделены между всеми членами семьи. Подростки должны быть достаточно самостоятельными, чтобы стирать свои вещи, убирать в своей комнате, убирать в ванной комнате, мыть посуду и брать на себя другие домашние заботы, которые обычно выполняете вы. Если вы в раннем возрасте научите детей заботиться о себе и содержать в порядке домашнее хозяйство, значит, вы окажете своим детям (а также их будущим супругам) "добрую" услугу.
6. Уважайте их выбор. Не высмеивайте подростка в его увлечениях, пусть даже они и странные для вас. Подростки постоянно пытаются уяснить для себя то, кем они являются и во что они верят. Не критикуйте их выбор в музыке (даже если она кажется вам слишком агрессивной), прическе, одежде и т.д. Подростки хотят, чтобы к ним относились, как к взрослым. Полное подавление их желаний и стремлений может иметь свои неприятные последствия. Позвольте им иметь право выбора, особенно если это касается временного явления - в конце концов, синие волосы отрастут. Вот, к примеру, татуировки не сойдут со временем, поэтому здесь стоит сказать свое твердое родительское "нет".
7. Говорите с детьми о возможных будущих последствиях. Дети должны осознавать, что вы не сможете всегда опекать и заботиться о них. Постарайтесь объяснить ребенку важность образования, чтобы в будущем получить хорошую работу. Словом, объясните им, как их сегодняшние действия будут иметь огромное влияние на их будущее. Нужно в понятной форме донести до ребенка, что он вряд ли станет тем, кем мечтает, будь у него судимость или отсутствие среднего образования. Покажите им, сколько стоит, к примеру, автомобиль и дом. Затем ежемесячно просматривайте бюджет с детьми, таким образом, они увидят, насколько трудно бывает иметь семью, зарабатывать деньги, чтобы ее кормить, а ведь кроме этого, нужно еще платить за квартиру и т.д. Дети имеют тенденцию принимать все, как само собой разумеющееся. На самом же деле они должны понимать, как их родители обеспечивают их всем необходимым. Ведь недалек тот день, когда им самим придется содержать свою семью и обеспечивать ее всеми удобствами и благами.
Немаловажной проблемой является воспитание у детей этики поведения.
Этикет - своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на работе, в транспорте принятых в данном обществе. А правила этикета предназначены для того, чтобы показать наличие внутренней этики и красоты человека.
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья.
Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старались школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.
Чтобы воспитать культуру поведения у детей родителя необходимо:
1. Не демонстрировать своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубить и не сквернословить самим. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3. Не говорить о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4. Быть тактичными по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Сегодняшний мир предоставляет множество соблазнов молодым ребятам и практически ничему их не учит, и поэтому родители до сих пор остаются самыми главными учителями детей. Ваше присутствие в жизни ребенка нужно ему сейчас больше, чем когда-либо. Необходимый баланс любви и дисциплины позволит вашему ребенку расти и развиваться в той среде, которая сделает его культурным и ответственным человеком.
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ОПАСНОСТЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ?
Не нужно бороться с социальными сетями,
боритесь со злом, в них происходящим!
Предупредите тех, кто в опасности!
Современные дети начинают учиться считать, писать и читать практически одновременно с работой за компьютером. Рано или поздно любой ребенок захочет зарегистрироваться в социальной сети. И от родителей зависит, станет он адекватным пользователем подобного ресурса или сетеманом, которого нужно будет спасать.
Польза социальных сетей для ребенка будет зависеть от его личности, которая в юном возрасте еще только формируется. Станет ли он использовать Интернет для общения с хорошими или плохими людьми, будет ли он расширять свой кругозор в социально полезной области, или заинтересуется запрещенными темами? До достижения совершеннолетия ответственность за поступки детей возлагается на их родителей или лиц, их замещающих.
В интернете дети и подростки играют, знакомятся, познают мир...
Плюсы - возможность общения, помощь в обучении, развитие внимания, воображения, возможность всегда оставаться в курсе происходящего. Минусы - отнимает много свободного времени, проблема социализации у детей, отсутствие знаний о границах поведения. Также болезни глаз, искривление позвоночника, головные боли, подъем психотических проявлений (беспокойство, депрессия). К тому же в виртуальном мире дети и подростки не чувствуют опасности. Сделать их пребывание в Интернете безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве – важная задача их родителей.
Подростка необходимо ознакомить с основными правилами безопасного поведения в социальных сетях, настроить вместе с ним параметры безопасности и конфиденциальности его учетной записи, защитить компьютеры и мобильные устройства современной антивирусной программой с родительским контролем и заблокировать сомнительные сайты (онлайн-магазины, казино, порно-сайты и др.).
Основные опасности, с которыми может столкнуться подросток в социальных сетях:
Можно получить доступ к неподходящей их возрасту информации. К ней относятся: порнография, дезинформация, пропаганда ненависти, насилия, жестокости, экстремизма. Существуют сайты, предлагающие инструкцию по изготовлению взрывчатых веществ, продающие оружие, алкоголь, отравляющие вещества, наркотики.
На сайтах можно пострадать от кибербуллинга - сетевой травли с оскорблениями и угрозами. Это могут быть сетевые хулиганы или знакомые, которые специально провоцируют конфликт.
Подростки могут выдать важную и личную информацию, заполняя анкеты и принимая участие в онлайн-конкурсах и стать жертвой безответственных торговцев, интернет-преступников.
Подростки нередко добавляют в друзья подозрительных незнакомцев. Это могут быть как безобидные фейковые (ненастоящие) странички одногруппников, так и аккаунты людей с недобрыми намерениями, например, с целью виртуального совращения несовершеннолетних.
В настоящее время в Интернете действуют сообщества, направленные на распространение среди детей суицидальных идей. Группа неизвестных, действующих через суицидальные группы принуждают несовершеннолетних к сведению счетов с жизнью. В связи с опасными играми в сети Интернет родителям подростков стоит проверить, в каких группах они находятся в социальных сетях и обратить особое внимание на их поведение!!!
Можно потратить родительские деньги в соцсетях. Как правило, юные пользователи подписываются на дорогостоящие сервисы из-за своей невнимательности и неосторожности или пользуются банковскими картами родителей, чтобы оплатить игры.
В интернете, помимо опасностей социальных, есть ещё опасности технические. Можно получить ссылки на опасные программы, которые заражают компьютеры вирусами и могут привести в поломке. Хакеры подбирают пароли к чужим страницам и «взламывают аккаунты», или мошенники создают фишинговые (поддельные) сайты и страницы для кражи чужих паролей, личных данных с целью хулиганства, вымогательства и др.
На сегодняшний день опасными социальными сетями являются - «Вконтакте» (самая опасная), «Одноклассники», Интернет-магазины, сайты с порнографией и эротикой, веб-почта и нелегальный софт (программа, которую используют, не имея прав на это).
Несколько советов по защите подростка от угроз соцсетей:
- Поставьте компьютер в общую комнату, компьютер не должен быть личным и стоять у него в комнате.
- Контролируйте деятельность в Интернете с помощью современных программ, чтобы отфильтровать вредное содержание и узнать, какие сайты посещает подросток.
- Поговорите со своими детьми о содержимом в Интернете, предназначенном для взрослых, и порнографии.
- Объясните, что Интернет – это всего лишь способ получить нужную информацию. И не все, что читают или видят в Интернете, правда.
- Поговорите с подростками об их опыте общения в социальных сетях. Попросите их общаться только с теми, кого они знают.
- Проследите за тем, чтобы они не указывали полные имена, контактные данные свои и друзей, не обсуждали информацию о благосостоянии семьи или личных проблемах при общении в Интернете. Следите за тем, какие фотографии публикуют ваши дети.
- Расскажите подросткам об интернет-угрозах. Если им угрожают через Интернет, то они должны немедленно сообщить об этом родителям, и вы вместе найдете выход из любой сложившейся ситуации.
- Обсудите со своими детьми-подростками азартные игры в Интернете, и риски, связанные с ними.
-Научите подростка не делать ничего в Интернете, что требует оплаты, без вашего разрешения.
Полностью оградить от Интернета было бы неправильным. Запрещать регистрацию в социальных сетях - неразумно и несовременно.
Главное в безопасности вашего ребенка, который работает в Интернете, - доверительные отношения с родителями.
Станьте друзьями для своих детей: старшими, мудрыми и опытными, с которыми хочется поговорить на любую тему с удовольствием. Чаще беседуйте с детьми, смотрите фильмы, отдыхайте всей семьей.
Найдите для ребенка занятие по душе, предложите ему творческие и спортивные секции, где он сможет дать выход накопившейся энергии. Только живое общение и увлекательные занятия отвлекут пользователя от полного погружения в виртуальную реальность.
Помните: вы – пример для ваших детей. Желая оградить подростка от неправильного контента (информации) и сформировать верное восприятие мира, контролируйте свое поведение. Не играйте в жестокие компьютерные игры, «не пропадайте» в Интернете. Дети – отражение нас самих.
В последнее время всё чаще можно услышать про «группы смерти» в социальных сетях.
Детская безопасность – ответственность взрослых!
В настоящее время в социальных сетях Интернета, в частности в сети «Вконтакте», фиксируется деятельность большого количества сообществ, направленная на распространение среди детей и молодежи суицидальных идей. Они косвенно пропагандируют суицид и провоцируют детей и подростков на это.
Основной целью этих групп является привлечение как можно большего количества людей с неустойчивой психикой к участию в «игре», в которой ребятам предлагается выполнить различные задания, направленные на снижение волевых и аналитических способностей, а в конечном результате - совершить акт суицида.
Аудиторией являются дети и подростки, не только находящиеся в трудных жизненных ситуациях и имеющие суицидальные склонности. В большинстве случаев изначальным мотивом участия в игре является бравада, любопытство, склонность к рисковому поведению. Подростки попадают в «смертельную» игру в надежде, что ничего страшного не случится и в любой момент можно «соскочить».
Суть игры в том, что подросток вступает в определенную группу в соцсетях и выполняет по команде куратора несколько заданий (всего их 50). Задания разные, некоторые связаны с увечьями или опасностью: посмотреть фильм ужасов, почитать книги о суициде, вырезать лезвием на руке рисунок, пробежать перед несущимся поездом или машиной, зайти ночью в заброшенное помещение, встать в 4:20 и пойти на крышу высотки и т.д. Необходимо прислать фото или видео как доказательство. Финальный приказ – убить себя, указанным администратором способом.
Кураторы «группы смерти» ловко играют на чувствах и эмоциях детей и подростков, предупреждая, что в случае выхода из «игры» они убьют родителей или других близких родственников. Они заставляют своих жертв ни с кем не общаться и держать все в секрете от родителей. Слабая и несформировавшаяся личность подростка 13-17 лет – лёгкая добыча для виртуальных маньяков, понимающих тонкости психологии.
Как правило, интерес подростка к таким опасным группам - скрытый маркер ощущения внутреннего неблагополучия. Почти все трагические случаи, случившиеся с подростками, были связаны с какой–то серьезной бедой, с душевным надрывом, с реальными проблемами в семье или внутренней жизни ребенка, которые самые близкие люди по разным причинам не замечали.
В современной ситуации взросления детей, когда виртуальный мир конкурирует с реальным, внимание родителей к жизни ребенка, соблюдение ряда правил и наличие определенных знаний может помочь в предотвращении неисправимого.
На что родителям необходимо обращать внимание:
Наблюдайте за подростком:
Если он внезапно стал вести себя иначе, замкнут, угнетен, раздражителен, не выпускает телефон из рук и очень много времени проводит в Интернете, в особенности ночью, то следует обсудить происходящее с подростком.
Подросток не высыпается, даже если рано ложится спать. Обратите внимание, спит ли он в ранние утренние часы.
Состоит в группах, содержащих в названии следующее: «Разбуди меня в 4:20», «f57», «f58», «Тихий дом», «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего…» и другие.
Подросток закрыл «ВКонтакте» доступ к подробной информации.
Переписывается в вайбере и других мессенджерах с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.
Прислушайтесь к разговорам подростка, возможно, он часто говорит о смерти, синих китах и других подобных вещах.
Что делать? Рекомендации родителям:
- Обязательно контролируйте поведение и настроение детей.
- Расспросите подростка о его виртуальных друзьях. Обсудите, в каких интернет-сообществах в социальных сетях он находится.
- Попросите подростка рассказывать о любых неприятных ситуациях, связанных с его общением в Интернете. - Запретите выдавать свои личные данные (адрес, телефон, дорогу, по которой он ходит в школу, и прочее). - Говорите с ним о том, что в Интернете много мошенников и преступников, которые могут обманом заставить делать разные вещи.
- Контролируйте своих детей в сети с помощью специальных программ. Они помогут вам отделить вредоносное программное обеспечение, понять, какие сайты он посещал. Периодически проверяйте телефонные и интернет-переписки на общение с подозрительными людьми.
- Помните, что запрет на пользование компьютером не даёт желаемых результатов.
- Не давайте подростку скучать, выберите вместе для посещения различные объединения по интересам и секции, которые не только отвлекут от плохих мыслей, но и будут помогать ему становиться лучше.
Уважаемые родители!
Основная профилактика таких ситуаций – это отношения в семье. Отношения всех со всеми, а не только подростка с родителями. Это очень важно понимать и помнить каждому члену семьи.
Главной причиной попадания ребенка в «ловушку смерти» является отсутствие доверительных отношений с близкими взрослыми, безразличие родителей к изменениям и событиям, происходящим в жизни их детей.
! Внимательнее относитесь к своим детям. Подросток не должен чувствовать себя одиноким и брошенным. Он должен искать защиту у родных, а не бродить по сети Интернет в поисках различных групп, которые, как показывает практика, могут быть смертельно опасными.
! Круг общения подростка должен быть известен родителям. Посмотрите, какое настроение у окружения вашего ребенка. В случае, если есть определенные сомнения в ком-то из друзей, поинтересуйтесь о них у родителей других детей.
! Будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие у него проблемы. Постарайтесь больше времени проводить с ними.
ПОМНИТЕ, что «смертельные квесты» только провоцируют детей и подростков на самоубийство, но причиной является депрессия!
Ошибки родителей в воспитании детей и их последствия
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение, и как часто затрудняемся объяснить, что же такое хорошие родители?
Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить и могут с абсолютной точностью предвидеть поведение своих детей в различных ситуациях? А можно ли назвать хорошими родителями тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, когда сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка? По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы все учимся быть родителями так же, как учимся быть мужьями, женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки , и сомнения, и временные неудачи, которые сменяются победами.
На формирование личности подрастающего человека сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается не только на формировании отдельных качеств ребенка, а на уровне воспитанности личности ребенка в целом.
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. . А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. И родители время от времени совершают ошибки.
Ошибки родителей условно можно разделить на две группы:
1. Неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей, всего уклада жизни семьи, их личного примера.
2.Неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка.
Научные сотрудники попросили группу родителей школьников перечислить ошибки в семейном воспитании. Отцы и матери отметили более 50 различных ошибок.
Часто встречающимися явились следующие ошибки:
-на воспитание детей обращалось мало внимания в первые годы их жизни.
-отсутствие единых требований и четкой линии воспитания.
-слепая, неразумная любовь
-единственный ребенок является чрезмерным центром внимания всех взрослых членов семьи
- у родителей было трудное детство, поэтому они считают, что детство их ребенка должно быть беззаботным, легким
- нетребовательность родителей к детям
-плохое представление о задачах и целях воспитания
-чрезмерная строгость
-поддержание недовольств ребенка школой, учителями
-деление родителями детей на любимых и нелюбимых.
К ошибкам семейного воспитания можно отнести и стремление отдельных родителей переложить заботы по воспитанию детей на учебные заведения, отстранение детей от посильного домашнего труда, отсутствие такта по отношению к ребенку, ссоры родителей в присутствии детей, вредные привычки родителей (алкоголизм, наркомания) переоценка родителями своих воспитательных возможностей.
К сожалению, отрицательное влияние всех ошибок распространяется не только на учебные успехи, но и на многие нравственные качества подростка, в том числе и на его общественную активность. На учебные успехи особенно сильно влияет отсутствие единых требований родителей в воспитании. Там, где эта линия соблюдается, 61% детей успешно учится.
В большинстве случаев в результате ошибок семейного воспитания формируется трудная личность подростка, начинается конфликт ребенка в семье, в школе, в обществе.
Рассмотрим десять характерных ошибок, которые допускаются родителями в воспитательном процессе.
Ошибка первая.
Обещание больше не любить
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».
Родители часто не довольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. По их мнению, отпрыски делают это назло, и призывать их к здравому смыслу бессмысленно. Угрозы здесь также не действуют. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить». Угроза больше не любить ребёнка – довольно серьёзный метод воспитания. Хотя обман – не лучший способ воспитания , угроза родителей в этом случае не будет иметь должного эффекта. Однако эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка – он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать
Ошибка вторая.
Безразличие
«Делай, что хочешь, мне все равно», - часто говорят родители, устав от капризов сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как ребенку пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступком критика. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится помощь, можешь спросить у меня совета».
Ошибка третья.
Слишком много строгости
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают , что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею .Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это сделать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется , если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.
Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом. Убеждение лучше чрезмерной строгости. При необходимости можно сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как говорю я, а вечером мы спокойно все обсудим».
Ошибка четвертая.
Детей надо баловать
«Пожалуй , я сделаю это сама. Моему ребенку это не по силам»
Детство – короткая пора, и чтобы оно было прекрасным, в силах родителей избавить детей от многих трудностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание своего чада. Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем. Гиперопека –излишняя забота о ребенке , приводит к пассивности, несостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Убирая буквально каждый камушек с дороги ребенка, родители не делают его счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
Ошибка пятая.
Навязанная роль
«Мой ребенок – мой лучший друг», - заявляют иногда родители. Для них ребенок – главное в жизни, с ним можно поговорить обо всем. Он понимает их, как настоящий взрослый. Действительно , дети- самое прекрасное что у нас есть. Однако это дети! У них должны быть свои друзья , свои интересы, свои секреты. Да, дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Они даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
Ошибка шестая.
Денежная
«Больше денег – лучше воспитание», - убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги. В семьях с невысоким достатком взрослые, бывает, делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.
Ошибка седьмая.
Наполеоновские планы
«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс».
Мечта многих любящих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис. Став родителями, они задались целью дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что со временем дети оценят старания взрослых. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он слушается взрослых, пока он маленький, но затем… С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Желая вырваться из клетки родительской любви, ребенок начинает выражать протест доступными ему способами – грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков. Поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.
Ошибка восьмая.
Слишком мало ласки
«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка».
Некоторые родители считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи. Однако следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.
Ошибка девятая.
Ваше настроение
«Не лезь - видишь у меня плохое настроение»
Родители часто срываются на детях при неприятностях в семье или на работе, думая, что это останется незамеченным детьми.
. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать или купить давно обещанную вещь – и все будет в порядке.
Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при плохом – постарайся быть ко мне снисходительным».
Ошибка десятая.
Слишком мало времени для воспитания ребенка
«К сожалению, у меня совсем нет времени», - так говорят своему сыну или дочери некоторые родители, забывая простую истину – родили ребенка, значит, надо и время для него найти. В противном случае их чадо будет искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалится от собственных родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно. Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть с ребенком, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, подросток всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.
Еще одна распространенная ошибка семейного воспитания- это непоследовательность в воспитании.
Сегодня можно одно, завтра другое, а послезавтра – нельзя ни первое, ни второе. В результате у ребенка нет четких границ дозволенного, внутри которых он мог бы спокойно существовать. Такой подход подрывает основы основ – ощущение безопасности и доверие к миру. Часто непоследовательность особо ярко проявляется в подходах к воспитанию у отцов и матерей. Как правило, мамы больше склонны жалеть и меньше требовать, принимать со всеми достоинствами и недостатками, т.е. руководствуются безусловной любовью - люблю просто так. Папы чаще своим отношением способствуют развитию. Они поощряют успехи, достижения и руководствуются условной любовью – любят за что-то. И то и другое для ребенка важно. Безусловная любовь создает надежду и доверие к миру. Это основа основ. Условная – показывает путь развития. Эти функции в реальной семье чередуются, нет четкого распределения между матерью и отцом. Но важно и материнское начало и отцовское начало. Разница во взглядах на воспитание может корениться и в детстве самих родителей. Воспитывая своего ребенка, родители часто удовлетворяют свои детские нереализованные желания и потребности. Понятно теперь откуда несовпадение. Ведь каждый поет свою песню: каждый из разных семей, от разных отцов и матерей, у каждого своя личная история.
Воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Лучше всего, когда родители присматривают (ненавязчиво) за своим ребенком, постоянно ему советуют как поступить (опять же ненавязчиво, а играючи), когда ребенок и родители вместе выполняют какую-нибудь, например, домашнюю работу, что-то делают сообща. Это приносит свои плоды. У таких детей очень развито взаимопонимание с родителями. Они их слушаются. И прислушиваясь к их мнению, дети готовы постоянно помогать таким родителям, и, как правило, успеваемость у таких детей на должном уровне.
Устранение ошибок семейного воспитания.
-осуществление помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической
-проведение индивидуальных консультаций для более открытого и доверительного разговора с детьми и родителями
-проведение классных часов с целью выяснения мнения детей на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм поведения в заданной ситуации
-контрольные посещения на дому для определения уровня и степени признаков неблагополучия
-проведение диагностических методик по данной проблеме
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, родителям необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение :
-принимать активное участие в жизни семьи;
-всегда находить время , чтобы поговорить с ребенком;
-интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
-уважать права ребенка на собственное мнение
-не оказывать нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решение
-уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
Существует несколько моделей правильного семейного воспитания.
- Ситуация авансирования доверием, когда доверие дается авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его. В семье создаются условия для выражения доверия со стороны родителей.
- Ситуация непринужденной принудительности - это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования родителей, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие в жизни семьи, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника
- Модель семейного воспитания, когда ребенок ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка (конечно под контролем взрослых). Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходит столкновение несовместимых интересов и установок.
- Модель семейного воспитания, где присутствует ситуация творчества. Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия ребенка , его способность к импровизации, умение выйти их нестандартной ситуации. Каждый ребенок талантлив, нужно только развивать в нем эти таланты, делать для ребенка условия, которые будут для него наиболее приемлемы.
Выбор модели семейного воспитания зависит прежде всего от родителей. Нужно учитывать возраст ребенка, его психологические особенности, уровень развития и воспитанности.
Л.Н.Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому никто не помогает настолько, как дети.
Часто родители воспитывают своих детей так, как воспитывали их. Необходимо понимать, что ребенок- это тоже личность, хоть и маленькая. К нему нужен свой подход. Необходимо присматриваться к своему ребенку, изучать его привычки, анализировать его действия , делать соответствующие выводы и, исходя из этого, вырабатывать свою методику воспитания и обучения.
Методы семейного воспитания, как и все воспитание, должны быть основаны, прежде всего, на любви к ребенку. К ребенку нужно проявлять гуманность и милосердие. Вовлекать его в жизнедеятельность семьи, как равноправного ее члена. В семье отношения должны быть оптимистичными, что поможет ребенку в дальнейшем преодолевать трудности, чувствовать «тыл», которым является семья.
Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, трудные взаимоотношения с окружающими.
Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?
Цель: повысить знания родителей о методах, эффективно формирующих учебную мотивацию у подростков.
Раскрыть понятие «школьная мотивация»
Познакомить родителей с методами мотивации
Расширить представления о подростковом возрасте
Если ребёнок с удовольствием учился в начальных классах, а с переходом в среднюю школу его интерес к учёбе начал снижаться, это может происходить по многим причинам. Возможно, пропал эффект новизны, или учебный азарт вытеснили новые увлечения.
Учащегося начальных классов мотивирует учиться сам процесс получения новых знаний — достаточно лишь сделать его увлекательным. Подростку же важнее доказать миру, что он уже не ребёнок, получить уважение сверстников и признание старших.
Подростковый возраст – время всей перестройки организма.
В это время ребёнок ищет себя в обществе, познаёт нормы поведения и общения. Подростка интересуют социальные проблемы и ценности. Школьники в этом возрасте часто испытывают чувство взрослости. Многие из них теряют интерес к учёбе и не хотят ходить в школу.
Причины, связанные с нежеланием учиться, могут быть разными:
Скука. Подростки учатся уже не первый год, и многим надоедает школьное однообразие: уроки, перемены, уроки.
Чувство взрослости. Подростковый возраст – стадия взросления. Школьники считают, что у них и так много своих проблем и забот: личные переживания, дружба и первое предательство, разочарование, первая влюблённость и т.д. Учёба пока подождёт.
Запугивание. Часто школьников, начиная уже с начальной школы, пугают экзаменами. «Это будет на экзамене», «Не запомнишь – не сдашь экзамен». Желания учиться такие слова не прибавляют, а совсем наоборот.
Неблагоприятные отношения в семье. Для желания учиться, ребёнку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи. Плохо влияют на учёбу подростка: аморальное поведение родителей, крики и скандалы, проявление большего внимания младшим детям, отсутствие личного пространства, лишение права выбора и самостоятельного принятия решения.
Неуспеваемость. Подросток имеет плохие оценки по предмету, не понимает его. Как результат – отсутствие желания учиться.
Перегруженность. С возрастом требования и нагрузка на дополнительных занятиях сильно возрастает, требует больше времени и сил. В школе также увеличивается объём заданий и нагрузки по предметам.
Гиперактивность. Ребёнку просто тяжело сосредоточиться на уроках и домашнем задании. Ему хочется бегать по стадиону гонять мяч или танцевать день напролёт. В этом случае может помочь спортивная секция по интересам школьника.
Отсутствие интереса. Этот пункт больше касается учителей, работающих в средней школе. Им стоит постараться строить уроки так, чтобы ученикам действительно было интересно.
Конфликты с учителями. В этом могут быть виноваты как дети, так и сами учителя. Ребёнок мог неудачно пошутить, грубо высказаться, не сделать домашнее задание, тем самым разозлив учителя. Так и педагог может занижать оценки, требовать слишком многого от учеников, некорректно выражаться на уроках. Задача родителей – выяснить, с кем из педагогов конфликт у ребёнка, и на какой он стадии. Устранить его.
Отношения с одноклассниками. В классном коллективе подросток проводит большую часть времени в школе. Поэтому хорошие отношения с одноклассниками играют большую роль в желании ребёнка ходить в школу. При недопониманиях с одноклассниками страдает не только учёба, но психологическое состояние подростка в целом. Родителям советуем побеседовать с ребёнком, затем с классным руководителем, проконсультироваться со школьным психологом. Может, стоит самому ребёнку изменить что-то в своём поведении в школе.
Когда родители не могут мотивировать подростка учёбой, они начинают заставлять его учиться. Ребёнок это чувствует.
Мотивация обучения – процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной учебной деятельности.
Часто родители заставляют учиться младших школьников, заставить подростков — гораздо сложнее. В средней школе они проявляют свой характер, идут наперекор указам родителей. Поэтому есть ещё вариант – мотивировать к обучению.
Желание самореализации может стать хорошей основой мотивации подростков к учёбе.
Объясните ему, что быть взрослым — значит брать на себя ответственность и принимать решения, а серьёзное отношение к учёбе будет лучшим способом доказать окружению свою состоятельность. Такая мотивация учебной деятельности, а также грамотная система поощрения и конструктивная критика позволят сформировать у подростка более зрелое отношение к учёбе, осознать важность самообразования и понять, зачем учёба необходима лично ему.
Чтобы успешно учиться, подростку важно осознавать практическую пользу получаемых знаний: как они пригодятся в жизни, помогут реализовать мечту, повлияют на его социальный статус и так далее.
Чтобы выбрать правильную методику учебной мотивации подростка, необходимо выяснить, что именно привлекает его в учебном процессе, и скорректировать этот процесс с учётом его потребностей.
Если подросток не хочет учиться и вы желаете мотивировать его на учёбу, советуем применить следующие способы:
- Попытайтесь узнать причину нежелания учиться. Если у вас доверительные отношения с ребёнком, то он, вероятно, поделится своими переживаниями.
- Родителям и учителям помочь подростку осознать ценность обучения. Понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребёнок готов вас услышать. Если он не в настроении или занят своими проблемами, то он не сможет вас полноценно воспринять.
- Покажите наглядные примеры людей, которые добились своих целей в жизни и тех, кто смирился со своим невысоким положением. В этом помогут фильмы, видеоролики, презентации, картинки. Пусть подросток ответит себе: «Каким я буду в будущем?».
- Ваш ребёнок увлекается чем-то – покажите, как его увлечение связано со школьными предметами. Любит фотографировать — спросите о строении фотоаппарата. Пусть расскажет о самом процессе съёмки, об основах композиции. Научит вас редактировать фотографии. Здесь помогут знание физики и черчения. Если ребёнок пока не владеет редактированием, то ему понадобятся знания графических редакторов. В этом поможет предмет информатика. Хочет в будущем путешествовать за границу – не обойдётся без знания языков.
- Поддерживайте увлечение ребенка в любой области. Увлекается компьютерами – расскажите об этом поподробнее, поделитесь собственным опытом. Расскажите о своих знакомых, которые работают в этой сфере. Посетите дни открытых дверей в университетах, которые готовят компьютерных специалистов. Сходите вместе с ребёнком на мероприятия, лекции, мастер-классы от успешных людей, посмотрите обучающие видеоролики в Интернете и др.
- Если подросток ничем не увлекается и отказывается учиться, то попробуйте применить труд. О нём говорил российский воспитатель, педагог и писатель А.С.Макаренко: «Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем». Дайте возможность ребёнку поработать несколько полных смен по специальности (с соответствующей зарплатой), не требующей квалификации: продавец, телефонный оператор, официант, курьер. Или дайте работу сами. Например, посидеть денёк с ребёнком подруги или приготовить ужин на 20 человек.
Так подросток поймёт, что любая работа – это тяжело. Для работы мечты нужны знания. Если хочешь зарабатывать много денег и иметь работу, которая доставляет радость, придётся учиться. Один мой знакомый, когда учился в 9-ом классе, не знал, чего хочет и ничем не интересовался. После окончания средней школы он пошёл работать на автомойку. После двух лет понял, что всю жизнь так работать не хочет. Сейчас учится на последнем курсе авиационного училища и планирует стать пилотом.
- Дайте понять ребёнку, что вы хотите ему помочь: нанять репетитора, поговорить с учителями, записать на интересующие курсы и т.д.
- Уважайте мнение и выбор подростка. Касается всего: увлечений, выбора одежды, предпочтений в еде, свободного времени. Он же считает себя уже взрослым человеком, способным принимать решения. Пусть учится нести за них ответственность.
- Хвалите ребёнкаи вместе радуйтесь его успехам. Подростки – уже не маленькие дети, но в этом возрасте они нуждаются в одобрении взрослых, особенно родителей.
Помните о том, что мотивация – долгий процесс. Он может продлиться от 2-3 дней до 1 года. Наберитесь терпения.
Главный совет родителям подростка — будьте рядом, поддерживайте, интересуйтесь успехами в школе. Ребёнку важно чувствовать, что вам действительно интересна его жизнь и вы хотите принимать в ней участие.
Поддерживайте желание познать себя и общаться со сверстниками. Ему это сейчас нужно больше, чем учёба. Как помочь? Посоветуйте современные книги о подростках, расскажите о собственном подростковом опыте, каково вам было в это время.
Подростковый период – сложен для каждого ребёнка и его родителей. В ваших силах сделать так, чтобы он прошёл легче и интересней, не навредил учёбе. Помогите своему ребёнку. Он будет вам благодарен.
Практические советы по повышению мотивации
С чего все начинается?
Ошибка родителей №1.
Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.
Ошибка родителей №2.
Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.
Ошибка родителей №3.
Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.
Ошибка родителей №4.
Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.
Ошибка родителей №5.
Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.
Ошибка родителей №6.
Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей).
Ошибка родителей №7.
Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.
Ошибка родителей №8.
Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.).
Ошибка родителей №9.
«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.
Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.
Ошибка родителей №10.
Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.
Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной.
Как родителям повышать учебную мотивацию школьников.
1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.
2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.
3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.
4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят, по крайней мере, 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.
5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.
6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.
7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.
8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.
9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.
10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.
11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).
13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.
18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.
20. Любите ребенка.
раскрыть » / « свернуть