Профилактика суицидального поведения у детей и подростков
Суицид - это невидимая война, война человека с самим собой. От самоубийств погибает больше людей, чем от всех войн и терактов вместе взятых. Во всем мире самоубийство входит в число наиболее распространенных причин смерти молодых людей в возрасте от 12 до 24 лет (после травм, инфекционных и онкологических заболеваний), а в некоторых странах даже возглавляет их.
Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии, причинами которой могут стать неблагополучие в семье, конфликтные ситуации на работе, переутомление, стресс. Заболевание зачастую начинается исподволь, постепенно нарастают тревога и уныние.
Человек становится подавленным, считает себя «хуже всех», «неудачником», у которого «ничего никогда не получится». Ему кажется, что жизнь теряет смысл, и будущего у него нет, чувствует себя невостребованным и никому не нужным. Тяжело в такой ситуации оказаться любому человеку, но самыми уязвимыми и беззащитными в ней становятся дети и подростки.
До 12 лет суицидальные попытки возникают чрезвычайно редко, но с 14-15 лет их частота резко возрастает, достигая максимума в возрастной группе 16-19 лет. В то же время, только 10% детей на самом деле хотят свести счеты с жизнью. Остальные 90% своим поступком пытаются что-либо «доказать» родителям, друзьям, своей неразделенной любви, «пошантажировать» взрослых, иногда — просто обратить внимание близких людей на собственное существование.
Распознать суицидальные намерения порою довольно сложно. Родители и учителя могут даже не подозревать, что подросток уже находится на грани отчаяния. Чтобы не допустить непоправимой беды, успеть предупредить отчаянный шаг ребенка, необходимо знать косвенные признаки суицидальной готовности, к которым относятся:
утрата интереса к любимым занятиям;
необычное снижение активности, апатия, безволие;
пренебрежение собственным видом, неряшливость;
появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова и поступки других людей, беспричинные слезы;
внезапное снижение успеваемости;
рассеянность;
плохое поведение в школе, нарушение дисциплины, частые и необъяснимые прогулы;
проблемы со сном, ночные кошмары либо бессонница;
склонность к риску, опрометчивым поступкам;
потеря аппетита, жалобы на плохое самочувствие, головную боль и т.д.;
безразличное расставание с дорогими вещами или деньгами;
стремление «привести дела в порядок», подвести какие-то итоги, попросить прощения «за все плохое, что было»;
самообвинения либо, наоборот, признания в беспомощности, зависимости от других людей;
неразделенная любовь;
медленная, маловыразительная речь;
шутки и иронические высказывания либо «философские» размышления на тему смерти;
фразы типа «как все надоело», «устал жить», «когда же это все кончится».
Если наблюдаются хотя бы 1-2 из них, на подростка нужно обратить особое внимание.
Необходимо:
информировать родственников подростка о возможном суициде, непрерывно наблюдать за ним, как в школе, так и дома;
обеспечить консультации детского психиатра или психотерапевта;
побеседовать с подростком в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, выслушать его, внимательно воспринять каждую жалобу, не пренебрегать тем, что может показаться несерьезным;
прямо спросить о суицидальных мыслях, намерениях, планах, попытках самоубийства в прошлом;
определить, чего ожидает ребенок от своего поступка, что хочет изменить в себе, окружающих, сложившейся ситуации
В доверительной беседе ребенку необходимо объяснить, что подобные ситуации встречаются достаточно часто, но другие люди находят из них альтернативные выходы. Наладить контакт с родственниками и друзьями подростка, которые могут позитивно повлиять на его состояние, обеспечить своевременную психологическую поддержку.
Важно помнить, что, несмотря на чувство облегчения и удовлетворенности, которые подростки часто отмечают после первой беседы о суициде, через несколько дней или даже часов они снова могут помышлять о самоубийстве. В связи с этим взрослым нельзя терять бдительность и успокаиваться раньше времени. В конце каждой беседы следует проигрывать поведение подростка в возможных будущих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей.
Мы должны научиться слушать и, главное, слышать наших детей. Только совместными усилиями родителей, педагогов, психологов и медиков можно достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения у детей и подростков.